пятница, 2 мая 2014 г.

Тиара Сайтаферна

 


Это единственный в мире человек  подделка которого вернее  изделие выставлено в Лувре!!! и к нему идет нескончаемый поток посетителей, чтобы только посмотреть. 

и это тоже единственный в мире мошенник на доме которого стоит мемориальная доска в Одессе и к которой водят экскурсии

Жили были в Одессе два брата еврея,  Шепсель и Лейба Гохман и были они по случаю и ювелирами, археологами любителями и мошенниками одновременно. 

занимались скупкой и перепродаж исторических ценностей, при этом  и подделок тоже, новодела и явного фальшака. 

Двигателем всей этой истории был  Шепсель Гохман. Он задумал, кинуть Лувр на бабки, а то что там стоит всякая мазня а их произведений там на тот момент нет. 

Обидно же, в одеских, московских,питерских, берлинском  музяях есть, а в лувре нет

Шепсель и Лейба держали лавку в городе Очаков, на улице Репнина, которая влачила жалкое состояния, совершенно не окупая себя за счет перепродажи археологических ценностей, но позволяла, вполне легально втюшивать простокам фальшак. Они были купцы III Гильдии, в Одессе их лавка колониальных товаров была до 1891 года на улице Херсонской, 17 (сейчас улица Пастера). 

в каком году в умную еврейскую голову Шепселя пришла идея бросить Лувр на бабки доподлинно не  известно. 

В перетербурге в одном из музеев хранится хранится подлинная мраморная плита найденая аж в 1822 году в Ольвии, на которой был начертан «Декрет Протогена» . Текст на плите восхвалял гражданина Протогена, в частности, за то, что трижды от имени города откупался от скифского царя Сайтафарна (Сайтоферна), выделяя 400, 300 и 900 золотых монет на дары, которые тот требовал. Все было бы хорошо, но текст был начертан не то конца, половина плиты за столения куда то пропала.  Шепсель и Лейба небрезговали и подделкой камней.. 

ну и начертале на куске мрамора текст, якобы завершающий этот декрет Протогена. 

ну в перечне вещей и была упомянута эта тиара. 

Так как на западе распространено мнение что у каждой вещи должен быть свой провена́нс, это наши больше надеются на техническую экспертизу. 

То директор Одесского музея Эрнст фон Штерн, пролучил свою  часть плиты в 1892 году. Он ее сразу же сопостил с имеющейся в Питере половинкой. 

Эрнст фон Штерн, в этой авантюре непосредственно больше не участвовал, но опубликовал работу и отразил документально , что нашлась завершающая часть пропавшей плиты. прошло несколько лет и в 1895 году  в одной из венских газет появилась краткая заметка о том, что крымские крестьяне сделали необычайное открытие, нашли тиару необычайной красоты, которую сразу же стали называть тиарой  Сайтаферна (но скорее всего это шлем)

В начале 1896 года Гохманы вывезли готовую тиару в Европу. Сначала она была предложена директорам венского Императорского музея Бруно Бухеру и Гуго Лейшнингу. Экспертами выступили крупнейшие венские археологи и искусствоведы, которые подтвердили подлинность предмета, ссылаясь на плиту и публикации Штерна, однако у музея не нашлось нужной суммы. Так Гофманы изначально заложили непомерную сумму. но этим как бы и складывался настоящий провенанс этой тиары уходящий в глубь веков. 

Ранее Гофманы обратились к  своему знакомому Израилю Рухомовскому, с просьбой изготовть тиру в подарок известному рпрофессору архиологу из Харькова. 

Соответвенно в последствии Рухомовский заявлял , что изготовил по просьбе некого купца из Керчи.

Эта тиара была высотой в 17,5 см, диаметром в 18 см и весом в 486 граммов, чеканенная целиком из тонкой золотой полосы. 

Рухомовский получил за ее изготовление 1800 рублей. Эскизы тиары нарисовал старший Гофман основываясь на публикациях Штерна  и "Русские древности в памятниках искусства" И. И. Толстого и Н. Кондакова , «Картинный атлас всемирной истории» Людвига Вейссера, так же он прдоставил репродукци с щита Спициона и гравюры Джулио Романо с фресок Рафаэля.

ну в общем тиару продали за 300 000 франков.  при этом у Лувра таких огромных денег не нашлось и купили за счет спонсоров. продали конечно не сами Гофманы .  Шепсель  Гофман передал её венскому антиквару Антону Фогелю и маклеру Шиманскому. Они попытались  ее продать Британскому музею, но те отказались, то же из цены. и наконец они обратились в Лувр. В марте оба венца приехали в Париж и показали тиару сотрудникам Лувра — директору музейного департамента изящных искусств Альберту Кемпфену (fr) и руководителю отдела античного искусства Антуану Эрону де Вилльфоссу .

Качество работы было столь высоким, что Кемпфен, де Вильфос и ряд крупнейших учёных Франции: Саломон Рейнах, Теодор Рейнах, Мишон, Бенуа, Молинье — безоговорочно признали тиару подлинной. Тиара была приобретена Лувром 1 апреля за огромную по тем временам сумму в 200 000 франков (около 50 000 рублей), которую помогли собрать меценаты Корройе и Теодор Рейнак.

Тиару с помпой выставили в зале античного искусства.



 Однако вскоре появились сомнения[

 Один из известнейших археологов своего времени — Адольф Фуртвенглер выступил с обличением подделки

 О возможности подделки заявили российские археологи. А. Н. Веселовский в Новой газете написал: "Эта тиара могла быть просто сфабрикована в Очакове, где имеются специалисты по этой частb"

А наиболее пострадавший в этой истории Штерн чтобы не быть крайним  2 августа 1896 года на X археологическом съезде в Риге выступил с подробным докладом «О подделках классических древностей на юге России» и рассказал о деятельности Гохманов и других фальсификаторов.

Самое смешно произошло дальше 

В начале 1897 года Фогель и Шиманский в Вене были привлечены к суду Гохманом, поскольку они не так поделили прибыль, выделив владельцу тиары меньше, чем он рассчитывал. Гохман получил 86 тыс. франков, посредники Шиманский и Антон Фогель — по 40 и 74 тыс. комиссионных. В Одессе тем …

 и в конце концов и Лувре тоже одумались и решили прогласить в париж Рухомовского, оплатив дорогу  в 1200 франков

к этому времени у Рухомовского взыграло самолюбию , что какой то француз, присвоил сего авторство и он признал что тиару изготовил он. 

но самое смешное, что ему не поверии, потому, что в силу своей грамотности, общего образования, познаний в истории греции  и прочего он явно не тянул на автора тиары  но он назвал точный состав сплава и за неделю смог повторить фрагмент тиары. 

Лувр признал свою ошибку, но жалко же такие деньжищам проподать и попросту перенес тиару из раздела скифское золото в раздел прикладного декоративного искуства. чем увековечил память Рухомовского на века, работа которого выставлена в Лувре путешествует по миру, участвует в …

Рухомовский эмигрировал во Францию в 1909 году вместе со своей семьей, где благополучно пережил ужасы революции. Лейба Гохман позже был судим за попытку продать коллекционеру Лемеш-Лемешинскому якобы древнегреческие монеты, получил полтора года

 Вообще он переключился на подделки из серебра, которые реализовывал вполне успешно. А его старший брат после скандала отошел от дел. Лейба после революции эмигрировал в Берлин и  вывез туда некие объекты, которые оказались в музеях Европы и вызывают подозрение у исследователей скифского искусства, например, серебряный позолоченный ритон в форме кабаньей головы, купленный Лувром в 1962 году

Израиль Рухомовский умер в Париже в 1934 году.


Комментариев нет:

Отправить комментарий